МОУ “Калининская СОШ” имени Ю.Н. Малахова
238031, Российская Федерация, Калининградская обл. Гусевский р-он, п. Калининское, ул. Центральная, 17
  • Адаптированные программы

    Что такое АООП

    Адаптированная общеобразовательная программа, согласно ФГОС — это программа, предназначенная для обучения детей с особенностями здоровья и развития. Это внутренний нормативный документ школы, который описывает содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

    Все требования ФГОС для детей-инвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной программе образовательного учреждения.

    Школьная адаптированная образовательная программа представляет собой эффективный педагогический инструмент, позволяющий учителям обеспечить индивидуальный подход в обучении детей с особенностями развития.

    Адаптированные образовательные программы:

    Виды адаптированных программ

    Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:

    1. Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
    2. Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия. Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия. По завершении выдается стандартный аттестат.
    3. Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
    4. Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.

    Важно!
    Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.


    Примерные программы для детей с ОВЗ

    Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.

    Таблица 1. ФГОС ОВЗ, рабочие программы
    Категория обучающихся с ОВЗ
     
    Варианты адаптированных программ
    1 2 3 4
    Глухие 1.1 1.2 1.3 1.4
    Слабослышащие 2.1 2.2 2.3 2.4
    Слепые 3.1 3.2 3.3 3.4
    Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 -
    С тяжелыми речевыми расстройствами 5.1 5.2 - -
    С нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1 6.2 6.3 6.4
    С задержкой психического развития 7.1 7.2 - -
    С расстройствами аутистического спектра 8.1 8.2 8.3 8.4
    С умственной отсталостью, интеллектуальными расстройствами

    Пр. № 1599, вар.1

    Пр. № 1599, вар.2

    Программы для детей с УО

    Для учеников с умственной отсталостью существуют два варианта адаптированных программ, которые учитывают особенности развития и образовательные потребности:

    1. Пр. № 1599, вар.1 — предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости и предполагает организацию особых условий обучения. Упор делается на формирование способности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими. Данный вариант служит основой для разработки адаптированных программ с учетом уровня развития и образовательных потребностей школьника. При необходимости составляются индивидуальные учебные планы.
    2. Пр. № 1599, вар.2 — предназначен для учащихся с умеренной или тяжелой степенью УО, а также с множественными расстройствами развития. Срок обучения в данном случае продлевается, а результаты обучения несопоставимы с результатами, которые достигаются при обучении по стандартным общеобразовательным программам. Обучение может осуществляться в семейном или надомном формате, и в этом случае необходимо обеспечить школьнику социальные контакты и получение жизненного опыта настолько, насколько это возможно. Необходимо сформировать такую социальную среду, которая поможет ему сформировать жизненные компетенции в самых разных сферах. Для того, чтобы учесть особые образовательные потребности такого ребенка, разрабатываются СИПР — специальные индивидуальные программы реабилитации.

    Важно!
    Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья на каком-либо этапе обучения показывает готовность к освоению разделов варианта № 1, в его индивидуальную учебную программу можно включить отдельные темы или разделы оттуда.

    Сроки реализации адаптированных программ

    Сроки реализации АООП составляют от 9 до 13 лет. Исходя из длительности обучения выделяют два или три этапа:

    • I этап — с 1по 4 класс (с дополнительным 1 классом);
    • II этап — с 5 по 9 классы;
    • III этап — с 10 по 12 классы.
      Направление учащегося та тот или иной вариант программы ОВЗ осуществляется только с согласия родителей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Если у ребенка есть инвалидность, то также необходимо учитывать его индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

    Важно! Рекомендации ПМПК носят рекомендательный, но не обязательный характер

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie