Виды адаптированных программ
Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:
- Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
- Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия. Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия. По завершении выдается стандартный аттестат.
- Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
- Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.
Важно!
Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.
Примерные программы для детей с ОВЗ
Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.
Таблица 1. ФГОС ОВЗ, рабочие программы
Категория обучающихся с ОВЗ
|
Варианты адаптированных программ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Глухие |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
Слабослышащие |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
Слепые |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
Слабовидящие |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
- |
С тяжелыми речевыми расстройствами |
5.1 |
5.2 |
- |
- |
|
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
6.4 |
|
С задержкой психического развития |
7.1 |
7.2 |
- |
- |
|
С расстройствами аутистического спектра |
8.1 |
8.2 |
8.3 |
8.4 |
|
С умственной отсталостью, интеллектуальными расстройствами |
Пр. № 1599, вар.1
Пр. № 1599, вар.2 |
Программы для детей с УО
Для учеников с умственной отсталостью существуют два варианта адаптированных программ, которые учитывают особенности развития и образовательные потребности:
- Пр. № 1599, вар.1 — предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости и предполагает организацию особых условий обучения. Упор делается на формирование способности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими. Данный вариант служит основой для разработки адаптированных программ с учетом уровня развития и образовательных потребностей школьника. При необходимости составляются индивидуальные учебные планы.
- Пр. № 1599, вар.2 — предназначен для учащихся с умеренной или тяжелой степенью УО, а также с множественными расстройствами развития. Срок обучения в данном случае продлевается, а результаты обучения несопоставимы с результатами, которые достигаются при обучении по стандартным общеобразовательным программам. Обучение может осуществляться в семейном или надомном формате, и в этом случае необходимо обеспечить школьнику социальные контакты и получение жизненного опыта настолько, насколько это возможно. Необходимо сформировать такую социальную среду, которая поможет ему сформировать жизненные компетенции в самых разных сферах. Для того, чтобы учесть особые образовательные потребности такого ребенка, разрабатываются СИПР — специальные индивидуальные программы реабилитации.
Важно!
Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья на каком-либо этапе обучения показывает готовность к освоению разделов варианта № 1, в его индивидуальную учебную программу можно включить отдельные темы или разделы оттуда.
Сроки реализации адаптированных программ
Сроки реализации АООП составляют от 9 до 13 лет. Исходя из длительности обучения выделяют два или три этапа:
- I этап — с 1по 4 класс (с дополнительным 1 классом);
- II этап — с 5 по 9 классы;
- III этап — с 10 по 12 классы.
Направление учащегося та тот или иной вариант программы ОВЗ осуществляется только с согласия родителей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Если у ребенка есть инвалидность, то также необходимо учитывать его индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).
Важно! Рекомендации ПМПК носят рекомендательный, но не обязательный характер